Зарегистрируйтесь и откройте для себя мир пневматического оружия
Регистрация

Войти

Меню
Просм.: 1491|Ответить: 0

НАСЛЕДНИКИ ГЕФЕСТА (о кузнечном деле) Часть 1

[Скопировать ссылку]
Опубликовано 2012-3-6 00:08:57 | Показать все сообщения |Режим чтения

Зарегистрируйтесь сейчас, чтобы найти еще больше друзей, и получить полноценный доступ ко всем функциям сайта!

Для просмотра Вам необходимо авторизироваться.
Если Вы еще не зарегистрированы, перейдите по ссылке: Регистрация.

x
ВВЕДЕНИЕ
Кузнечное дело — самоедревнее ремесло, связанное с. обработкой металла. Многие музеи имеют в своихфондах каменные кузнечные инструменты тех далеких времен: небольшие камни-молотыи массивные плиты-наковальни.
На территории нашей страныковка применялась уже в VII в. до н. э. в районахПричерноморья, Северного Кавказа, Южного Урала.
Кузнецы Скифии уже владелисекретами кузнечной сварки.
В IX — XII вв. на Руси при строительствемонастырей, церквей и соборов в Киеве, Новгороде, Пскове широко используетсятруд кузнецов, которые куют мощные связи — тяжи и пояса для скрепления стен,сводов, арок, а также оконные решетки, парадные двери и ворота с накладнымицветками, гравированными жиковинами и витыми ручками-стукалами, собирают иустанавливают на навершиях куполов большие и малые кресты.
Начиная с XVII в. вкрупных городах разворачивается строительство дворцово-парковых ансамблей, имногие кузнецы начинают специализироваться на изготовлении разнообразных оград.Старые русские мастера не только отлично знали технологию ковки, но и обладалибольшим художественным вкусом. Созданные ими ограды и решетки не терялись исохраняли выразительность в любом архитектурном окружении.
Наиболее оригинальны порисунку ограды, выполненные в стиле русского барокко, который господствовал вархитектуре во второй половине XVII в. Мощные каменные столбыэффектно контрастируют с легким и игривым кованым узором, в котором широкоиспользовались растительные мотивы. Любили мастера создавать ограды, у которыхрисунок симметричен и составлен из сердцевидных изгибов стеблей — черво-нок.
Решетка Летнего сада состороны Невы считалась и считается лучшей среди декоративных оград мира. Авыкована она была тульскими кузнецами по эскизам русских архитекторов Фельтенаи Егорова.
С XIX в. художники и архитекторыпри создании оград начинают применять прокат, в результате чего общий рисунокоград становится более строгим, с преобладанием прямых линий, навершияоформляются в виде шаров или пик. К этому периоду относят ограды, выполненные встиле классицизма.
Говоря о применении кованогометалла в архитектуре, нельзя не вспомнить о таких деталях, как подвесныезамки, которые, исполняя свое прямое и функциональное назначение, являлисьтакже украшением дверей и ворот. Большое искусство проявляли кузнецы и приизготовлении ключей. Язычок ключа прорезался хитроумными пазами и отверстиями,а стержень имел различные утолщения и гравировку. Богаче всего украшаласьголовка ключа, в рисунок которой вплетались растительные и животные мотивы,фантастические образы, геометрические фигуры, а также звезды, короны и другиеатрибуты.
Создавая предметы быта,кузнецы придавали им изящную форму, радующую глаз, украшали эти предметыорнаментом. Так, основа сечки делалась круглой или эллипсо-образной, а ееверхняя часть оформлялась завитками или какими-нибудь фантастическимизверюшками.
Наибольшую выдумку итворческую изобретательность проявляли мастера при ковке светцов — первыхосветительных приборов. Если вначале их делали упрощенными, в виде небольшихветочек с завитками, то с конца XVIII в. появляются цельнокованыесветцы, которые выглядели уже значительно изящнее своих предшественников.Основное внимание уделяли кузнецы навершию светца, то есть верхней его части,куда вставлялись лучины. Навершие состояло из причудливых завитков, расщепов,шишечек и других украшающих элементов. В полумраке крестьянской избы светец сгорящими лучинами походил на заморский цветок из волшебной сказки.
В конце XIX в. наВсероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде был показан уникальныйэкспонат кузнецов Юзовского завода — стальная пальма. Она была выкованакузнецом А. Мерцаловым и молотобойцем Ф. Шкариным всего за две недели. Журнал«Горнозаводской листок» писал: «Пальма сделана из одного рельса. Ее ствол несетна себе десять листков и вверху заканчивается венчиком. Высота подлиннохудожественного изделия 3 м 530 мм. Молот и зубило — вот единственныеинструменты, которыми пользовались кузнецы». Газеты того времени писали:«Пальма поражает зрителей высотой, стройностью, удивительным изяществом, еетемные, рассеченные листья, веером расходящиеся от ствола, были так легки, атонкий шершавый ствол так гибок, что вначале было трудно поверить, что это неживое растение, вывезенное с Кавказского побережья, а тончайшее произведениеискусства. Всем хотелось потрогать ее руками». В 1900 г. кованая пальма былавыставлена на Международной промышленной выставке в Париже и получила Гран-при.Сейчас эта пальма — экспонат музея Горного института в Ленинграде.
С развитием прокатного икузнечно-штамповочного производства в архитектуре все реже стал применятьсядекоративный кованый металл, активно вытесняемый конструкциями из проката.
Техника художественной ковкипостепенно упрощается, все меньше остается мастеров, которые сумели бы отковатьограду, отреставрировать или просто починить старинные решетки, козырькиподъездов.
И все же огонь Гефеста непогас! Его отдельные искорки, чуть тлеющие по отдельным кузницам, начинаютразгораться все ярче. И уже многое сделано для возрождения прекрасного ремесла.
С 70-х гг. под Москвой, вАбрамцеве, при школе народных ремесел стали готовить кузнецов-художников, а вСуздале в этот же период создано художественное училище с отделением кузнецов —реставраторов художественного металла. Всеми кузнечными работами в училищебессменно руководит знаменитый кузнец булатных и дамасских сталей В. Басов.
В 1975 г. в поселкеСалтыковка под Москвой был основан первый в стране Музей кузнечной науки итехники, который вскоре стал специализированным научно-исследовательским икультурно-просветительным центром в области истории кузнечного дела ихудожественной ковки, кузнечно-прессового машиностроения и теории обработкиметаллов давлением.
При музее действует единственнаяв своем роде, специализированная библиотека по кузнечному делу, проходятвыставки художественных кузнечных изделий.
Ежегодно на территории музеяпроводятся Всесоюзные фестивали мастеров художественной ковки. Популярностьэтих праздников возрастает год от года. Так, если в первом празднике принималиучастие всего 20 кузнецов, то на четвертый фестиваль в 1989 г. съехались более100 мастеров художественной ковки с Урала и Чукотки, из Прибалтики и Армении,из Средней России и Украины.
Что же привлекает людей вСалтыковку? Прежде всего это желание и на других посмотреть, и себя показать.Кузнецы собираются, чтобы обменяться опытом, познакомиться друг с другом и,наконец, просто ощутить себя частью единой семьи кузнечных дел мастеров.
Untitled1.png
Словом, интерес к кузнечномуделу постоянно возрастает, а вот учебной литературы, в которой бы описывалисьтехнологические основы ковки, явно недостаточно. Надеемся, что этот материал вкакой-то мере заполнит образовавшийся пробел и поможет начинающим кузнецамизучить основы ковки, а также приобщит их к беспокойному и творческому братствукузнецов-художников.

Я люблю Airgunstyle.ru !
Чтобы ответить, вам надо авторизироваться в системе Вход | Регистрация

Правила начислений

Магазин|Связь с дилером|Темный угол|Мобильная версия|Архив|Карта|AIRGUNSTYLE.ru Яндекс.Метрика

Сайт может содержать контент, запрещенный к просмотру лицам до 18 лет!

GMT+3, 2019-11-14 10:10 , Processed in 0.121513 second(s), 23 queries .

Copyright © 2013 airgunstyle.ru | foundcore studio

Powered by Makray on Discuz X3.1 Licensed

Быстрый ответ Вернуться к началу Назад к списку